Иаков из Стржибра

Иаков из Стржибра
– называемый "Якубек", знаменитейший деятель в истории гуситского движения. Окончив университет со степенью магистра свободных искусств, Якубек в 1405 г. был посвящен в сан священника, и почти с этого же времени начинается его неутомимая борьба за учение Гуса, с которым он был товарищем по университету, против католицизма. Уже с 1407 г. своими горячими проповедями, направленными против мирского господства и стяжательности духовенства, Якубек заметно выдвинулся, и на Пражском соборе 1413 г., собранном королем Вячеславом IV, голос Якубка был наиболее авторитетным. Но особенно 1414 г., когда Гус был на Констанцском соборе, принес Якубку широкую известность и сразу выдвинул его как лучшего и убежденного проповедника и защитника реформации, борца за религиозную свободу. В то время во всех западных католических странах в Англии вошло в обычай приобщать мирян под одним евхаристийным видом хлеба, в Чехии же, еще до Гуса, поднялся протест против этого. Гус, занятый другими сложными вопросами религиозного движения, не обращал особенного внимания на этот вопрос, и вот когда он отбыл в Констанц, то на долю Якубка выпало выяснить этот вопрос во всей его остроте. Раздавая мирянам евхаристию под обоими видами, Якубек в горячих диспутах и теоретически обработанных полемических трактатах выступил сильным защитником "чаши". Его защита чаши не осталась, конечно, без оппозиции со стороны сторонников римско-католического обычая. Появились сочинения вначале анонимные, а потом д-ра Андрея из Брода, направленные против Якубка и его "нововведения". Но число сторонников Якубка, в особенности после того как Гус высказал свою солидарность с ним, быстро росло. Констанцский собор, обеспокоенный этим движением, сделал постановление (1415 г.) о запрещении мирянам "чаши", а учение Якубка признал ересью – то что прежде было обычаем, римско-католическая церковь сделала законом. Но это постановление никого уже не остановило, а скорее создало еще более горячую полемику между сторонниками "чаши" и ее противниками. Сам Гус и пражский университет, высказавшийся за причащение под обоими видами (1418 г.), являются горячими сторонниками "ереси" Якубка. С этого момента чаша становится центром, знаменем, объединившим все гуситские партии (из которых одна даже получила название "чашников") и весь чешский народ в его религиозной борьбе; она является главным требованием гуситов в так наз. базельских компактах (1436 г.) и сохраняет свое значение как знамя этой религиозной борьбы до белогорской битвы (1620 г.), положившей конец самостоятельности чешского королевства. То, что проповедовал Якубек, то повторялось его сторонниками в теории, а народной массой на практике. Но Якубек не только знаменит, как инициатор "чаши", его историческое значение было не менее важно. После смерти своего друга Гуса, он занял его место проповедника при знаменитой в истории чешского реформатского движения вифлеемской часовне, что его еще более выдвинуло как одного из руководителей движения. Ему приходилось выступать не только против общего врага, но и против реформатских крайностей таборитов, отрицавших богослужебную внешность, облачение и т. п., и утраквистов, пытавшихся войти в компромиссы с временными уступками римско-католической партии. Своей неутомимой энергией и авторитетностью ему удается сгладить крайности, объединив общей идеей всех, так что в одно время, время самое бурное, он является вместе с другими тремя (Прокоп из Пильзни, Иоанн Пржибрам и крайний демагог Иоанн Желивский) главным администратором чешского духовенства. После того как Желивский за свои крайние действия был казнен с 9 сторонниками, Якубек оставался все-таки на своем посту до тех пор, пока сторонники Желивского внезапно не захватили власть в свои руки и изгнали Якубка из Праги, обвинив его как главного виновника смерти Желивского. Но скоро Якубек был вызван из изгнания, когда литовский князь Сигизмунд Корибутович прибыл в Прагу, в надежде занять чешский престол. Возвратившись из изгнания, Якубек отдался прежней деятельности, борясь с крайностями таборитов и уступчивостью утраквистов. Его влиянию приписывается удаление из Праги Сигизмунда Корибутовича и его сторонников, желавших ради получения престола идти на крупные уступки. Ему же приписывается активное участие в выработке тех примирительных условий, которые били обнародованы в 1427 г. и требовали осуществления более строгого и чистого уткраквизма, что необходимо для умиротворения страны. Это был последний наиболее крупный шаг Якубка в его религиозно-общественной деятельности. В 1429 г., в разгар еще не оконченных гуситских войн, он умер, и в лице его чехи потеряли выдающегося деятеля, не только как борца за восстановление "чаши", но и как выразителя народных стремлений к возобновлению утраченных основ первобытной апостольской церкви, насажденной в Чехии трудами св. первоучителей славянских. После Якубка осталось несколько литературных произведений по истолкованию Св. Писания (главным образом, доказательство законности и необходимости "чаши"), по вопросам чешской реформации и др.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»